В начале 20-х годов XX века большие радиостанции Европы и Америки начали принимать непонятные сигналы. Сначала думали, что это следы бурь в магнитных полях Земли. Однако таинственные звуки были слишком похожи на азбучные сигналы. Кто-то настойчиво хотел с нами говорить. Но откуда? На планетах, кроме Марса, пока не обнаружено жизни. Сигналы могут идти только с Марса...»
Эти строки взяты из научно-фантастического романа Алексея Толстого «Аэлита». Известно, что А. Толстой был не только писателем, но и инженером, и внимательно следил за научными открытиями своего времени А как раз в начале 20-х годов все газеты мира опубликовали сенсацию: Г. Маркони сообщил, что принадлежащие его компании радиостанции еще с довоенных лет принимали странные сигналы неизвестного происхождения. Некоторые были совершенно бессмысленными, хотя и напоминали какой-то код. На вопрос репортера, являются ли они посланием с других планет, например с Марса, Маркони ответил утвердительно..
Еще раньше, в самом начале XX века, аналогичное заявление сделал Никола Тесла.
«Хотя обнаруженные мною в 1899 году электрические сигналы были слабыми и неопределенными, они внушили мне глубокое убеждение, что скоро все люди на Земле взглянут на небосвод, взволнованные радостной вестью: «Братья, получено сообщение из другого мира, далекого и неизвестного!»
Чтобы разобраться с этими сигналами, американский астроном Дэвид Тодд предложил убедить все земные радиостанции во время противостояния Марса в 1924 году на какое-то время прекратить работу. 24 августа 1924 года командующий ВМФ США разослал приказ двадцати самым мощным радиостанциям своего ведомства избегать вести радиопередачи, кроме самых необходимых, и прислушиваться к необычным сигналам. Такой же приказ был отдан и армейским радиостанциям.
Но увы, Тесла ошибся сигналов из иного мира получено не было. Много позже, в конце 30-х годов, было выяснено, что принятые Тес-лой и Маркони сигналы не могли быть вестниками иных миров и имеют земное происхождение. Так называемый слой Хевисайда, находящийся на высотах от 100 до 200 километров над Землей, является экраном для длинных и сверхдлинных радиоволн (с длиной волны более километра). Он не выпускает в космос сигналы земных радиостанций и, наоборот, не пропускает к Земле внешних сигналов на этих волнах Уже в 50-х годах с помощью ионосферных локаторов удалось установить, что единого слоя Хевисайда нет, а есть несколько ионосферных слоев (Д, E,F), расположенных на высотах от 70 до 350 километров и по-разному сортирующих падающие на них сверху и снизу радиоволны. И только радиоволны УКВ диапазона (короче 15-10 метров), свободно проникают сквозь ионосферные экраны. С появлением в эти же годы и первых радиотелескопов их антенны были направлены в сторону Марса. Но Марс молчал.
ЛУНА. Когда утихли страсти вокруг сигналов с Марса, вдруг появились аналогичные сообщения о регистрации каких-то радиосигналов с Луны на длине волны около 150 километров Они возникали с восходом нашего ночного светила и исчезали, когда Луна заходила за горизонт. Тут же появились похожие сообщения о наблюдении лунных сигналов и на других волнах. Но опять-таки все вышесказанное заставляет предполагать, что и эти наблюдения были ошибочными, в середине 20-х годов еще не существовало ни радиостанций, работающих на УКВ, ни приемников на этих частотах, а все остальные радиодиапазоны были непроницаемы для земной ионосферы. И только в 1946 году был впервые принят четкий сигнал с Луны в УКВ диапазоне. К сожалению, это был лишь отраженный Луной земной сигнал: венгерские ученые провели первый в мире сеанс по радиолокации Луны.
ЮПИТЕР. Сенсацию принесли опять-таки первые радиотелескопы, когда они были направлены на самую крупную планету Солнечной системы. Сразу же обнаружилось странное явление, ставшее бы сразу мировой сенсацией, если бы это был Марс